В чем заключается проблема качественного телевидения для детей?
Во многих странах предпринимаются попытки отслеживать телевизионный контент, просматриваемый детьми. Большинство из этих попыток направлено на ограничение времени просмотра детьми неуместного для их возраста, и умственных способностей контента, а также такого контента, который изображает социальный мир. основанный на асоциальных ценностях и моделях поведения, который может оказать негативное влияние на детей. Политика в этой области направлена на то, чтобы перенести трансляцию подобных программ на то время суток, когда дети, как предполагается, не должны быть у экрана (например, ночные часы), и это. в частности, касается жестокого и стереотипного контента, который затрагивает множество этических вопросов. Другое направление политики вешания, связанное с контентом, - это поощрение производства качественных программ для детей, несущих дополнительную образовательную и социальную ценность.
Постановление о детском телевидении
В США борьба в сфере регулирования вещания для детей является особенно интересной в силу того, что, во-первых, многие детские программы производятся именно там и экспортируются в страны всего мира, и, во-вторых, США являются точкой отсчета для других систем регулирования и природы систем вещания, находящихся преимущественно в коммерческом и частном владении. Не вдаваясь в подробности истории развития систем регулирования, мы можем обнаружить ее ключевые моменты в СТА (Постановление о детском телевидении), принятом в 1990 году Конгрессом. Это постановление явилось итогом многолетних общественных дискуссий и неустанных законотворческих усилий. Оно ограничило рекламное время, допустимое во время показа детских передач, вменило производителям в обязанность выпуск таких программ для детей, которые обладают образовательной и информационной ценностью, и назначило определенный бюджет для производства детских программ. Соответствие этим требованиям стало необходимым условием для продления лицензии на вешание (в то время она выдавалась на пять лет, а с 1996 года она выдается на восемь лет). Контроль над выполнением этих требований был возложен на FCC (Федеральная комиссия по связи), высший орган контроля в американской системе вешания.
Каким бы привлекательным это постановление ни показалось на первый взгляд, оно поднимает некоторые из самых щекотливых проблем, касающихся сферы регулирования вешания, наиболее важной из которых является размытость понятия «качественное телевидение». Мы неоднократно отмечали, что «качество» очень субъективно. Например, с точки зрения ребенка, качественная программа - это такая программа, которая захватывает его и интересна ему; для родителей и общественных организаций качество определяется образовательной ценностью программы; а для производителей программ качество измеряется стоимостью производства (знаменитые актеры, новейшие технологии съемки и спецэффекты, музыка, юмор) и рейтингом программы. В связи с этим производители программ часто подводят под понятие «качественного» телевидения популярные мультфильмы и популярные программы, идущие в прайм-тайм. Обращаясь за продлением лицензии, производители оправдывают эти программы с помощью огромного количества творческих и даже циничных способов. Остросюжетному мультфильму приписывается положительная ценность, потому что его главные герои защищают свою вселенную от других, которые хотят ее уничтожить, а это заботы о других людях и победы добра над злом. А ситуационная комедия представляет собой образовательную ценность, потому что она имеет дело с бытовыми семейными конфликтами.
Проблема качественного телевидения для детей
Интервью с производителями детских программ в США говорят о том, что у них имеется совершенно четкое мнение о своей целевой аудитории, которое и их политику. С их точки зрения, примерно в шестилетнем возрасте дети теряют интерес к качественным обучающим программам, поскольку именно в это время они начинают ходить в школу. Единственный способ преодолеть отрицательное отношение детей к воспитательному акцент на аспектах программ, и производство образовательных программ становится дороже. Кроме того, они говорят о том. что в качестве целевой аудитории лучше иметь мальчиков, чем девочек, или смешанные аудитории. Это обусловливается несколькими причинами: мальчики имеют контроль над пультом и диктуют свои зрительские пристрастия всей семье; девочки будут смотреть программы для мальчиков, но не наоборот; и мальчиков легче побудить к покупке товаров, реклама которых сопутствует показу программы. Суммируя все эти доводы, производители со своей стороны не верят в эффективность производства образовательных программ для детей старше дошкольного возраста и отдают приоритет остросюжетным жанрам программ с главными героями мужского пола, которые традиционно нравятся мальчикам.
Что значит «качественное» детское телевидение?
Дискуссия об определении понятия «качества» детского телевидения длится много лет, и в ней открываются все новые и новые стороны. Производителям образовательного телевидения, как государственного, так и частного, проблема политики вешания для детей видится совсем в другом свете, поскольку их взгляд на образовательное телевидение обычно формируется в условиях жестких финансовых ограничений и в рамках рынка с повышенной конкуренцией.
Другая попытка определения понятия качественного телевидения была основана на том, что программы, несущие образовательную ценность, должны быть исследованы исходя из следующих критериев:
- Ясен ли урок, показанный в образовательной программе, для аудитории?
- Выделяется ли урок на общем фоне программы, повторяется ли он периодически или же просто является составной частью программы?
- Привлекает ли урок зрителей к участию и заставляет ли он их с какими-нибудь заданиями и трудностями?
- Применим ли способ представления урока для данной аудитории?
Анализ детских телепрограмм, проведенный в соответствии с этими критериями, в одном из городов на Среднем Западе США в телевизионном сезоне 1996-1997 гг. показал, что примерно 40% транслируемых программ (в основном под эгидой корпорации общественного телевидения PBS) имеют высокое образовательное качество. В то же время такое же количество программ вообще не имеют образовательной ценности.
Как относятся к американским программам в других странах?
Оставим в стороне США и обратимся к другим странам. Мы обнаружим, что здесь наиболее ярко выделяется такой аспект политики вещания, как требование от производителей выпуска таких местных программ, которые учитывали бы культурный контекст, в котором они создаются. Например, в конце 1990-х в Австралии было заключено соглашение между производителями программ и САС (Комитетом по делам детей). Оно устанавливало минимальный объем производства детских программ на уровне 390 часов в год (и, по крайней мере, 130 из них - для дошкольников), причем 55% общего количества детских программ должны были быть местного производства. Эти программы должны были показываться в то время, когда ребенок действительно мог бы находиться у экрана (до и после школы и в выходные дни). Программа для детей должна быть рассчитана на детей; иметь развлекательный характер; обладать высоким качеством содержания и производства; стремиться к расширению опыта и представлений ребенка; и быть уместной и значимой для австралийских детей.
Обеспокоенность проникновением американских программ в другие культуры и страны, а также желание защитить местных производителей четко прослеживается и в других странах. Например, в Канаде программы местного производства должны составлять 60% общего количества программ для детей. Канадская ассоциация выработала механизм саморегулирования, основывающийся на том, что программы для детей должны отражать социальные и этические стандарты канадского общества. Кроме того, они должны уделять особенное внимание проблемам морали, насилия и стереотипов, касающихся в том числе и представлений.
Программы для детей находятся под контролем и во многих европейских странах. Здесь в сетке вещания четко выделяется то время, когда в эфире должны выходить программы, контент которых адаптирован к детской аудитории. В некоторых странах отдельным пунктом выделяется необходимость оберегать маленьких зрителей от такого неуместного для них контента, как порнография, расизм и насилие. И все же на сегодняшний день многие страны еще не успели адаптироваться к быстрым темпам технологического роста и выработать единую и четкую политику регулирования для детей.