Дошкольный период (3-7 лет) - характеристика

Дошкольный период – это переломный период, определяющий дальнейшее развитие ребенка, период отождествления себя с окружающими людьми. В эти годы ребенок активно познает мир.



Особенности роста и развития в дошкольном периоде


Замедление нарастания годичных приростов. Прибавка массы тела составляет 2 кг в год, длины тела на 5 см в год. Удвоение длины тела к 4 годам по сравнению с длиной тела при рождении. Первый полуростовой скачок: у мальчиков с 4 до 5½ лет, у девочек – после 6 лет.


Происходит в дошкольном периоде изменение пропорций тела: увеличение туловища в 2 раза, длины рук – в 2½ раза, ног – в 3 раза.


К 7 годам длина ноги может достигать 53-55% от роста.


В дошкольном периоде отмечается нарастание массы мышц. Для этого возрастного периода характерно быстрое продвижение ручной умелости – «завоевание карандаша».


Происходит этапная дифференцировка костной ткани. К 6-7 годам – дифференцировка строения внутренних органов.


К концу этого периода скорость роста костей ног опережает увеличение нарастания мышц, вследствие этого дети могут жаловаться на боли в ногах.


Особенности ЦНС в дошкольном периоде:

1.

Замедление нарастания массы мозга.

2.

Завершение миелинизации проводящих путей.

3.

Быстрое образование условных рефлексов.

4.

Формирование основного ритма электрической активности мозга к 6 годам.

5.

Выражены механизмы опознания целостного образа – образная форма мышления является главной в этом возрасте.


ЭЭГ. К 7-8 годам устойчивый выраженный α-ритм (критерий зрелого мозга).


Нервно-психическое развитие в дошкольном периоде


Характерно в дошкольном периоде преобладание эмоций, к концу периода их сдержанность. Совершенствование памяти. Интенсивное развитие интеллекта. Происходит утончение и углубление чувств (красота природы, радость творчества). Склонность к фантазии: «из ничего делать все». Видеть в предметах не то, что в них есть, а то, что желательно ему, и если окружающие не верят, происходит «уход в себя». Характерно развитие самостоятельности и независимости. Формируется самолюбие. Одна из причин возникновения упрямства в дошкольном периоде – это ощущение у ребенка ущемления его самостоятельности и инициативы. Самосознание «Я».


Органы чувств в дошкольном периоде:

1.

После 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением.

2.

Около 4 лет ребенок готов к начальному чтению.


Ведущая линия развития в дошкольном периоде:

1.

Игровая, ролевая игра, игра в воображаемую действительность.

2.

Исследовательская деятельность – овладение новым объектом.


Ребенок очень нуждается в похвале и одобрении.


Особенности эндокринной системы:

1.

Активная функция гипофиза и щитовидной железы.

2.

Начинается процесс инволюции вилочковой железы.


Особенности иммунитета в дошкольном периоде:

  • JgG – уровень взрослого.
  • IgM – к 4-5 годам достигает уровня взрослого.
  • IgA – в плазме к 5-6 годам составляет 60% от уровня взрослого.
  • IgA секреторный – устанавливаются оптимальные концентрации в секретах слизистых оболочек, что свидетельствует о завершении системы местного иммунитета.
  • IgE – нарастают аллергические реакции.

В 4-6 лет – критический период иммунитета. IgA плазмы еще не достигает окончательных значений. IgE значительно повышается, так как происходит нарастание атопических реакций. Могут проявиться поздние иммунодефициты.


Анатомо-физиологические особенности органов и систем в дошкольном периоде


В легких интенсивно развивается эластическая ткань, мышечные бронхи с перибронхиальной и включенной в нее лимфоидной тканью. В 5-7 лет у ребенка происходит окончательное созревание ацинуса.


Сердечно-сосудистая система: к 5 годам масса сердца увеличивается в 4 доза, к 6 годам – в 11 раз. От 3 до 7-8 лет у ребенка происходит окончательная дифференцировка тканей сердечно-сосудистой системы, утолщение мышечных волокон, обогащение соединительной и эластической тканью. К 7 годам ударный объем крови возрастает в 10 раз. Увеличиваются размеры кровеносных сосудов большого круга кровообращения.


Мочевыделительная система: к 5 годам масса почки составляет 55-56 г. Строение клубочка нефрона становится таким же, как у взрослого, кубический эпителий полностью замещается плоским. Фильтрационная функция почек и реабсорбция в канальцах как у взрослого. Суточный диурез в 5 лет 600-800 мл, в 7 лет – 900-1000 мл. Относительная плотность мочи 1,010-1,020.


Характер патологии:

1.

Болезни органов дыхания.

2.

Острые желудочно-кишечные заболевания.

3.

Острые детские инфекции.

4.

Аллергические заболевания.

5.

Туберкулез.

6.

Травматизм.


Инфекционные возбудители:

1.

Респираторные вирусы.

2.

Возбудители кишечных инфекций.

3.

Возбудители острых детских инфекций.

4.

Бацилла туберкулеза.

Популярные сообщения из этого блога

Как называются годовщины свадьбы?

История развития технологий виртуальной реальности

Трехмерная теория чувств