Как можно поощрять ребенка?
Ситуация
У шестилетнего Димы день рождения. Родители приготовили подарки: новую куртку и познавательную настольную игру. Расцеловали сына, вручили подарки. Но мальчик совсем не в восторге - сказал «спасибо», но особой радости не выразил.
- Тебе что, не понравились подарки? - огорчается мама.
- Нет, мамочка, очень понравились, - сын отводит взгляд. - Только...
- Что только? Скажи, чем плоха куртка? И игра такая интересная - все узнаешь про морские путешествия, - начинает раздражаться папа.
- Куртка красивая, - уныло отвечает сын. - Только я хотел плей-стейшен, как у Стасика.
- Плей-стейшен? - всплеснула руками мама. - А не рано? Стасик ведь уже ходит в школу. А ты разве можешь играть в эти игры?
- Конечно, могу! Я у Стасика играл, он мне разрешил. - На глаза Димки наворачиваются слезы.
- Ну ладно, не реви. - Папа привлекает к себе сына. - Будешь хорошо себя вести - будет тебе и плей-стейшен.
Любой ребенок обожает подарки. Но перед родителями нередко встают вопросы: что, как и когда нужно дарить? Выбрать ли подарок «полезный», познавательный или бесполезный - но страстно желаемый? Купить то, что ребенку действительно нужно: одежду, обувь, спортивный инвентарь, - или потратить деньги на то, что родителям кажется совершенно лишним, а для ребенка представляет огромную ценность - какой-нибудь набор наклеек или водяной пистолетик? Наконец, надо ли обращать внимание на стоимость подарков для детей - лезть из кожи вон, чтобы было не хуже, чем «у Стасика», или руководствоваться лишь своими реальными финансовыми возможностями?
Место подарка
На самом деле ребенку не так важно, что именно вы ему дарите. Гораздо важнее то, какое место этот подарок занимает в системе его отношений с родителями. И чем раньше ребенок начнет понимать И ценить вклад родителей в подарок, тем лучше. Но это вовсе* не вложение средств, а проявление любви, внимания, уважения к его интересам и потребностям.
И в этом смысле любой пустяк - календарь с персонажем из мультфильма, занятная картинка, красивый карандаш, маленькая куколка - может перекрыть самые дорогие игрушки и развлечения, если в него вложено чувство и желание порадовать ребенка.
Точно так же не имеет значения для него и стоимость подарка. Критерии ценностности у него и у взрослого разные. Если с дорогой игрушкой делать нечего, а можно только положить ее на полку - «для красоты», она, с точки зрения ребенка, не имеет никакой ценности. Игрушка имеет смысл только тогда, когда становится полноценным и желанным участником игры. Особенно у детей старше 5 лет, поскольку у них в игре почти все мнимое, воображаемое.
Конечно, возможности у родителей разные. То, что одному не стоит ничего, другому дается большим напряжением. Соревноваться тут бессмысленно. К сожалению, в последние годы под вполне благовидным предлогом «порадовать ребенка» все чаще встречается безудержное.
Мы уже говорили о том, что нередко сам по себе ребенок ценности для родителей не представляет, являясь лишь инструментом для достижения каких-то иных целей. В этом случае, чтобы спать спокойно, они часто заполняют нехватку внимания, «дыры» во взаимоотношениях дорогими подарками. И чем больше эти «дыры», тем охотнее они тратят материальные средства - вместо того чтобы тратить душевные на выстраивание отношений приятия, сотрудничества с ребенком.
Не будем кривить душой - это своего рода взятка самим себе. Откупаясь от труда быть родителями, они обманывают, прежде всего, самих себя. Вроде все правильно: мы его кормим-одеваем, подарки дарим, в лучшую школу устроили - чего же ему еще? Но в глубине души многие понимают, что дело не в подарках как таковых. Они никак не заменят собой то, в чем ребенок нуждается в первую очередь: общение, совместные дела с родителями, любовь, выраженную нематериально.