Как телевизионный контент формирует детские страхи?

Все жанры телепередач могут вызывать страх и беспокойство у зрителей любого возраста. Исследование возникновения подобных реакций у детей ставит перед нами множество вопросов морального характера. Совершенно ясно, что мы не должны вмешиваться в процесс просмотра детьми телевизора и показывать им страшные передачи, чтобы изучить их реакции. Мы должны найти способ исследовать влияние подобных факторов, только если они сознательно или случайно включаются самим ребенком в процесс просмотра.



Травмы, вызванные телевизионным контентом


В содержании телевизионных программ существует много элементов, способных провоцировать реакцию страха: напряженные ситуации, раны, телесные повреждения, испуг самих персонажей и многое другое. Реакция детей может проявляться не только во время просмотра, но и вне его рамок - в ночных кошмарах, в ситуациях, смутно напоминающих увиденное, и т.п. Некоторые травмы, вызванные телевизионным контентом, остаются у них в течение многих лет и могут влиять на их реакции и поведение в реальном мире.


Как и во многих ранее обсужденных явлениях, ключевую роль в формировании реакций страха играет развитие ребенка. С возрастом дети не становятся менее пугливыми, как могло бы показаться. Наоборот, хотя некоторые стимулы, беспокоившие их раньше, вызывают меньший испуг, другие стимулы, на которые они раньше не реагировали, оказываются очень сильными. К примеру, дети стадии, до 7-8 лет, боятся животных, темноты, сверхъестественных сил (привидений, ведьм и монстров), необычных и неожиданно ведущих себя объектов. На стадии конкретных операций эти страхи замещаются страхом за свою жизнь, боязнью травм и смерти любимых людей. Подростки продолжают беспокоиться за себя, но возникают дополнительные политические. Экономические и глобальные факторы страха. По мере взросления детей конкретные стимулы страха (то, что мы слышим и видим на телеэкране) уступают место более абстрактным: появляется способность понимать значение и последствие проявлений опасности.


Например, дети дошкольного возраста могут быть больше напуганы тем, что страшно выглядит внешне, но на самом деле не несет никакой угрозы, а не тем, что выглядит безопасным, но на самом деле таковым не является. Эти реакции заменяются диаметрально противоположными в течение школьных лет жизни. Поэтому не удивительно, что маленькие дети больше пугаются вымышленных программ (мультфильмов, монстров), чем реальной опасности (новости о приближающемся стихийном бедствии). Подобное поведение может быть объяснено с точки зрения психологии развития. Чтобы испытывать беспокойство по поводу определенных типов угроз, показываемых на телеэкране, детям необходим жизненный опыт, способность распознавать реальность и вымысел, мыслить абстрактными категориями и быть в курсе актуальных проблем: новых эпидемий, угрозы ядерной войны, глобального потепления и т.п.


Телевизионный контент и детские страхи


Тем не менее здесь мы также не можем абстрагироваться от влияния значимого для детей социального контекста на их страхи, связанные с телевизионным контентом. В особенности это касается выпусков новостей о войнах и террористических актах. К сожалению, события последних лет давали немало возможностей ближе познакомиться с этими явлениями. Реакция на войну в Персидском заливе 1991 года европейских детей и их американских сверстников, которые чувствовали себя в безопасности, была двойственной. Однако взрыв башен-близнецов в Нью-Йорке в 2001 году, начавшаяся в 2003 году война в Ираке, взрывы террористов-смертников в Израиле оказались более серьезными событиями для детей. Все больший объем новостей, передаваемых с места событий в прямом эфире, буквально переносящих опасность «домой» и делающих ее неминуемой и настоящей, ведет к росту среди детей реакций страха и сопутствующих эмоциональных реакций, таких, как гнев, разочарование, чувство беспомощности и отчаяния. В период войн телевидение для детей должно стараться удовлетворить как их когнитивные потребности в информации и интерпретации, так и их эмоциональные потребности в объяснении им их страхов и озабоченности, а также помогать им управлять своими чувствами.


Ученые исследовали реакцию израильских детей на репортажи о войне в Ираке 2003 года. Девятилетняя описала все вышеперечисленные потребности детей, когда рассказывала о том, что бы она сделала, если бы была продюсером детского телевидения: «Я бы сделала специальную программу для детей, потому что взрослые знают, что такое война, а дети нет. Я бы объяснила, что такое война, как они делают ракеты и что будет с нами всеми. А еще я бы посмеялась над ними, спародировала бы Джорджа Буша или Саддама, чтобы дети успокоились». Очевидно, что детям, так же как и взрослым, нужен способ «выпустить пар» и направить свои эмоции в определенное русло. Мы обсудим другие аспекты, связанные с образом войны на телеэкране и политическими представлениями детей о мире.

Популярные сообщения из этого блога

Как называются годовщины свадьбы?

История развития технологий виртуальной реальности

Трехмерная теория чувств