Как телевидение формирует мир ребенка?
Объединенный коллектив израильских и палестинских ученых исследовал реакцию 600 детей дошкольного возраста (израильтян, израильтян арабского происхождения и палее) на избранные фрагменты программ. В частности, их уровень знаний детей друг о друге и отношение детей каждой группы к членам другой, а также то, насколько они знают свою собственную культуру. Например, во фрагменте под названием «Вышивание» изображена девочка, которая следит за тем, как ее бабушка вышивает традиционное платье. Этот фрагмент был показан палестинским детям в Раматлахе на территории Палестинской автономии и израильским детям в Израиле. Исследователи измерили степень внимания детей к этому фрагменту, а также то, насколько он был привлекателен для них. После просмотра каждого ребенка просили описать фрагмент, ответить на некоторые вопросы, касающиеся его понимания, и выделить наиболее и наименее понравившиеся моменты. Исследование выявило, что средний показатель внимания детей был высоким, что они оказались способны проследить и пересказать сюжетную линию и что они хорошо запомнили фрагмент. Эти выводы были расценены как доказательство того, что образовательное телевидение обладает возможностью достоверного и позитивного представления палестинской и израильской культур детям обеих наций. Тот факт, что многие дети соотносили различные фрагменты со своим личным опытом, и то, что они были очень просмотром, был вдохновляющим показателем того, что производители достигли своих образовательных целей. Таким образом, это исследование говорит в пользу того утверждения, что телевидение может сломать негативные представления. если показывать детям повседневную жизнь их сверстников по другую сторону баррикад. Простое представление мирных и отношений между двумя группами, которые обычно подаются в новостях как злейшие враги, служит средством отдыха от напряженной реальности и укрепления веры в совершенно другое будущее.
Этот проект был закрыт после обострения ситуации на Ближнем Востоке в начале XXI века. Вместо него был представлен другой совместный проект израильского, палестинского и иорданского телевидения. Предварительные данные позволяют сделать заключение о том, что эти программы соответствуют современной реальности и могут быть эффективным средством пропаганды идей среди маленьких зрителей путем их многократного повторения. Они заставляют поверить в то, что подобное вмешательство СМИ может укрепить такие ценности, как взаимоуважение и уважение культурных различий, и свести на нет предубеждения, стереотипные представления и негативные установки.
Как телевидение формирует мир ребенка?
Вдохновленная примером ближневосточного совместного проекта «Улица Сезам», еще одна группа выступила с другой инициативой. В Македонии была создана программа, призванная укрепить взаимоуважение и понимание среди детей от 7 до 12 лет албанского, македонского, цыганского и турецкого происхождения. Программа («Наши соседи») изображала четырех друзей разного этнического происхождения и содержала в себе около одной пятой диалогов на языках, отличных от македонского (сопровождавшихся субтитрами). В 1999 году сравнительное исследование знаний и установок 240 детей (60 детей десятилетнего возраста из каждой из четырех этнических групп), проведенное до и после просмотра детьми программы в течение нескольких месяцев, показало существенную разницу. Негативные стереотипные представления и установки детей по отношению к различным этническим группам были сглажены; дети лучше распознавали языки трех других меньшинств и больше хотели пригласить детей из других этнических групп к себе в гости.
Пропаганда положительного образа
Этот успех привел к тому, что образовательная организация предприняла еще одну попытку подобного рода в Кипре. Программа была создана для пропаганды положительного образа сообществ греческих и турецких киприотов, представления их сходств и различий и развенчивания негативных стереотипов. Следуя по стопам в Македонии, эта программа ставит те же самые цели: взаимопонимание, сдерживание и разрешение конфликта. В то время, когда пишутся эти строки, идут переговоры по созданию аналогичной программы в Северной Ирландии, которая бы способствовать налаживанию мира между католиками и протестантами. Ранее попытку решить «проблемы» (общепринятый эвфемизм для обозначения конфликтов) Северной Ирландии предпринимало местное телевидение. Оно выпустило программу («Выше стен»), которая состояла из цикла пяти двадцатиминутных программ для показа в школах и молодежных клубах и была призвана пропагандировать взаимное уважение и толерантность среди молодежи Северной Ирландии. Аналогичные цели имеет и программа («Уважая различия»), один из последних проектов, созданный для детей дошкольного возраста, чтобы «формировать понимание и позитивные установки по отношению к тем, кто похож или не похож на нас. через уважение к себе и другим в рамках многообразного общества Северной Ирландии».
Было проведено очень немного исследований этих пионерских попыток. Тем не менее те данные, которые мы имеем, позволяют сказать, что необходимо и желательно как можно активнее использовать телевидение в деле построения мира, взаимопонимания, развенчивания предубеждений и разрешения конфликтов.