Как происходит развитие особых навыков просмотра телевизора у детей?

В силу теоретической и методологической сложности вопроса, исследования когнитивного среза восприятия языка на изучении отдельных навыков и способностей, а не на процессе мышления в целом. Эти навыки считаются частью «пространственного мышления», той области мышления, которая включает в себя способность мысленно представлять себе пространственные взаимосвязи, существующие в. и их возможные изменения в воображаемом будущем (например, способность визуально представить себе переход с одного места на другое).



Формирует ли просмотр телевизора навыки пространственного мышления?


Пытаясь определить, формирует ли просмотр телевизора навыки пространственного мышления, некоторые исследователи сосредоточились на способности телевидения и кино представлять разные точки зрения (например, изображать одного и того же персонажа с разных ракурсов). Например, в ходе одного из экспериментов детям показывали видеофрагменты, где ракурс камеры постоянно менялся. Проверялась способность детей мысленно представить себе эти движения вне ситуации просмотра (например, на картинках). Логическим основанием этого эксперимента было то, что движения камеры на экране, по сути, представляют собой схему мыслительного процесса, которую должен применить ребенок, решая задачи на пространственное мышление, и которая служит ему определенной подсказкой. И действительно, результаты эксперимента подтвердили гипотезу о том, что просмотр подобных видеофрагментов положительно влиял на выполнение детьми тестового задания.


Развитие особых навыков просмотра телевизора у детей


Однако корреляционные исследования пришли к противоположным выводам, не подтверждающим вышеприведенную гипотезу. Эти выводы заключались в том, что, в силу своей редактируемой природы, телевидение не предоставляет детям всю последовательность визуального опыта смены точек зрения, которая соответствовала бы реальности. Оно также ограничивает спектр возможных ракурсов, что лишает ребенка свободы активного экспериментирования со всей их совокупностью. Это особенно значимо для маленьких детей, поскольку визуальные навыки, формируемые в раннем возрасте, напрямую зависят от физического опыта в реальном пространстве. Вполне возможно, что, будучи уже приобретенными, эти навыки могут в дальнейшем развиваться и совершенствоваться с помощью опосредованного опыта, но на сегодняшний день нет никакой уверенности в том, что такой опыт может заменить реальный жизненный опыт. В связи с этим возникает интересный вопрос: влияет ли виртуальный опыт, полученный с помощью новых технологических достижений (например, вождение машины в компьютерной игре), на развитие соответствующих навыков?


Усилия, которые дети прилагают к интерпретации телевизионного контента


Тем не менее, даже если дети и прилагают определенные усилия к просмотру телевизора, остается открытым еще один вопрос: отличается ли телевизионное обучение от других форм обучения? И если так, имеет ли телевизионное обучение какие-то преимущества по сравнению с обучением посредством других СМИ, таких, как книги или радио? Является ли оно более (или менее) эффективным? Обладают ли другие СМИ относительным преимуществом в зависимости от определенного предмета изучения? Опять же, на сегодняшний день данные исследований весьма неопределенны.


«Эффект визуального доминирования»


С этим связано такое понятие, как «эффект визуального доминирования». Имеется в виду то, что маленькие зрители запоминают визуальную информацию намного лучше, чем звуковую, особенно тогда, когда они расходятся друг с другом (то, что человек видит, не соответствует тому, что он слышит); а это типично для телевизионного контента. Тем не менее обучение наиболее, когда две этих системы поддерживают и дополняют друг друга, то есть когда одна и та же информация передается и по визуальному, и по звуковому каналу, что и в программах, разработанных для детей. Эта гипотеза дублированного кодирования предполагает, что аудиовизуальная информация одновременно поступает в две отдельных, но связанных друг с другом области памяти ребенка, каждая из которых помогает другой при вспоминании нужной информации. Эффект визуального доминирования телевизионного исчезает при наличии глубокого разрыва между визуальной и звуковой информацией (как в новостных выпусках).


Основным параметром, измеряемым в большинстве этих исследований, является запоминаемость информации. Но это не может быть достаточным критерием для анализа более сложных процессов понимания. Этот факт делает неудовлетворительными все данные об уникальном, по сравнению с другими СМИ, влиянии телевидения на процесс обучения. Поданным некоторых исследований, допустима и другая возможность: процесс обучения требует скорее не конкурентного рассмотрения и противопоставления визуальной и вербальной культур, а их объединения в различных формах систем для того, чтобы полностью использовать возможности, скрытые в разных системах обозначения.

Популярные сообщения из этого блога

Как называются годовщины свадьбы?

История развития технологий виртуальной реальности

Трехмерная теория чувств